Братья разбойники

Дагестанская народная сказка

Размер шрифта

В далёком ханстве, в близком селении жила-была одна вдова. Была у неё одна дочь и трижды по семь сыновей. Семь сыновей были пахарями, семь муталимами, семь разбойниками.
Братья-разбойники ушли на дорогу, братья-муталимы пошли к мулле, а братья-пахари собрались в поле.
— Дорогая наша мать, — попросили они, — когда солнце склонится к горе и мулла позовёт на молитву, пошли в поле нашу сестру, пусть она принесёт нам молока и хлеба.
— А как же я найду поле, если оно далеко за лесом? — спросила сестра.
— Мы оставим зарубки на деревьях, — сказали братья.
Когда солнце склонилось к горе, сестра захватила молока и хлеба и пошла в лес. Сперва она шла по зарубкам, которые сделали на деревьях её братья, а потом увидела короткую тропинку и заблудилась. Долго она блуждала по тёмному лесу и очутилась на поляне, на которой стоял дом ведьмы Бяжук.
Ведьма схватила девушку и бросила в глубокую яму. Братья-пахари вернулись голодные домой и спрашивают мать:
— Где же наша сестра? Почему она не принесла нам молока и хлеба?
Тут мать догадалась, что с её дочкой случилось что-то недоброе и сказала своим сыновьям:
— Уже ночь! Пошли бы вы поискали, — может случилось что с вашей сестрой.
— Ночью у нас дела поважнее, чем искать того, кто не смог найти дорогу днём, — сказали братья-разбойники.
— А мы не посылали нашу сестру в лес, — сказали братья-муталимы.
Пришлось отправляться братьям-пахарям.
Пошли они в лес, нашли короткую тропинку и подумали: «А не свернула ли наша сестра сюда?»
Глубокой ночью попали они на поляну в лесной чаще и увидели дом ведьмы Бяжук.
Ведьма схватила их и бросила в яму.
Наутро братья-пахари не пошли в поле, вечером не вернулись домой, и мать догадалась, что с ними тоже случилось что-то недоброе.
— Уже ночь, — сказала она своим сыновьям, — пошли бы вы поискали, — может случилось что с вашей сестрой я братьями.
— Ночью у нас дела поважнее, чем искать тех, кто заблудился днём, — сказали братья-разбойники.
— Ну, а мы с нашими книгами найдём дорогу и днём и ночью, — сказали братья-муталимы.
Пошли они в лес, нашли короткую тропинку и подумали: «А не свернули ли наши сестра и братья сюда?»
Так они попали к дому Бяжук.
Ведьма схватила их и бросила в яму.
Наутро братья-муталимы не пошли с книгами к мулле, вечером не вернулись домой, и мать догадалась, что и с ними случилось что-то недоброе.
Говорит она братьям-разбойникам:
— Вам ночь — родная мать! Не разыщите ли вы вашу сестру и братьев?
— Что ж, — сказали братья-разбойники, — то, что братья-муталимы не нашли с книгами, нам нипочём разыскать и без книг!
Пошли они в лес, попали на поляну в лесной чаще и, хоть тёмная ночь была им как родная мать, но и они оказались не ловчей своих братьев, — все угодили в яму к Бяжук.
Пусть они пока остаются в этой яме, а мы расскажем о другом.
Расскажем, как росло в лесу зелёное лесное яблоко. Росло оно, росло, ветер сорвал его с дерева и закатил в яму, в которой сидели сестра и братья. Лесная мышь хотела взять яблоко, но сестра попросила:
— Милая мышка, не трогай яблоко. Лучше покати его к нашей матушке, — пусть ей будет память о детях.
Мышка покатила яблоко из леса, закатила на крышу и сбросила во двор.
Мать увидела, что с неба упало яблоко, подняла его и откусила половину.
— Нет, — говорит, — это лесное яблоко, кислое, — и бросила его на землю.
Кобылица подхватила половину яблока и съела.
Прошло время и у матери появился сын, а у кобылицы жеребёнок. Мальчик рос, как дубок растёт, и стал юношей крепким и ладным, как дуб.
Жеребёнок рос ещё быстрее и стал сильным и быстрым, как ветер. Однажды, когда юноша в ссоре разбросал всех своих сверстников, они обиделись и сказали:
— Эй ты, сын вдовы! Если бы мы были такими сильными, как ты, мы бы не тратили зря свою силу, а разыскали бы братьев и сестру.
Сын вдовы печальный пошел домой и спросил:
— Милая моя мать, разве у меня были сестра и братья? Не хотелось матери и вспоминать о Бяжук, но пришлось рассказать все как было.
— Что ж, — сказал сын вдовы, — я рассчитаюсь с Бяжук!
Оседлал он своего коня и отправился в лес. Шел по зарубкам на деревьях, которые оставили его братья, а потом увидел короткую тропинку и подумал: «А не свернули ли мои сестра и братья сюда?»
С трудом пробрался он на коне по этой тропинке и очутился перед домом Бяжук.
Бяжук вышла из дома, стащила юношу с коня и хотела кинуть его в яму. Тут конь стукнул Бяжук копытом, юноша поднял ее выше коня и так бросил вниз, что Бяжук по колена увязла в земле. Ведьма схватилась за свои космы, вытащила себя из земли, подняла юношу выше деревьев и так бросила вниз, что он по пояс застрял в земле. Сын вдовы схватился за хвост коня, вскочил, подхватил Бяжук и так сильно бросил ее вниз, что она вошла в землю по самую шею.
Тут уж Бяжук, как ни пыталась, не смогла освободиться сама и стала просить сына вдовы, чтобы он вытащил ее из земли.
— Скажи сперва, где моя сестра и братья, — сказал сын вдовы.
Ведьма рассказала о яме, и младший брат освободил своих старших братьев, а сестру не нашел, — Бяжук ее уже съела!
— Ну, Бяжук, — сказал сын вдовы, — за братьев я бы тебя еще простил, но за сестру — никогда не прощу! — Ударил по голове ведьмы ногой, и полетела голова в сторону.
Братья-пахари и братья-муталимы поспешили домой, а братья-разбойники уговорили младшего брата захватить с собой все добро Бяжук. Погрузили они богатство на коня своего младшего брата, а самого его коварно сбросили в яму.
— Где же ваш младший брат? — спросила мать, когда они вернулись домой.
— На охоту ушел, — отвечают братья-разбойники, — не скоро вернется.
Оставим теперь братьев-разбойников на дороге, на которую они вышли к ночи, а расскажем о том, что случилось с младшим братом.
Сидел, сидел он в яме и подумал: если кто-то прокопал в яму ход сверху вниз, почему бы не сделать ход снизу вверх?
Долго ли, мало ли он копал, но только очутился на краю горы и увидел селение. Вошел он в крайний дом и нашел старушку.
— Легкого тебе отдыха, бабушка, — сказал сын вдовы. — Что нового в вашем краю?
— Что может быть нового, — сказала старуха, — если погибают люди в нашем краю. Засел у родника аждаха, никому воды не дает.
— Где твой кувшин, бабушка, — говорит сын вдовы, — я принесу воды!
Только набрал воды, как показался аждаха. Сын вдовы взмахнул медным кувшином, отшиб все семь голов аждахи. Приходит в селение и говорит:
— Ваш аждаха оказался послабее, чем Бяжук. Люди этого селения обрадовались и подарили сыну
вдовы богатырский лук. Поохотился вволю юноша, погостил еще в этом селении, попросил раздобыть ему нищенское тряпье и вернулся домой.
А дома братья-разбойники справляли свадьбу. Увидели они у нищего богатырский лук и стали смеяться:
— Тебе ли, заморыш, этот лук носить? Попробовали они натянуть тетиву, но как ни старались, ничего не смогли сделать.
— Это, — говорят, — вовсе и не лук. К чему он тебе, нищий?
Нищий взял лук, в один миг натянул тетиву, вставил стрелу и спросил:
— В кого бить — в петухов или в курицу?
— Курица яйца несет, — закричали гости, — бей в петухов!
Нищий пустил одну за другой семь стрел и убил братьев-разбойников. А когда снял он нищенское тряпье, все узнали его и обрадовались. Братья-пахари научили его пахать, братья-муталимы научили читать книги, а мать выбрала ему невесту, да такую, какой в наших краях еще никогда не видали.
Семь дней и семь ночей веселились братья на свадьбе.
Был там и я, и так веселился, что даже не заметил, хороша ли невеста.