Жили когда‐то два джигита‐бедняка. И была у них сестра. Братья джигиты нанимались к баям в пастухи. Один пас верблюдов, другой — овец. А сестра вела хозяйство: собирала в степи хворост, варила обед, валяла кошмы. Жили они тихо.
Однажды мимо их юрты ехал один старый караван‐баши. Водил он караваны купцов из Чимбая в Персию и обратно. Был он не богат и не беден, но жил в достатке и воспитывал единственного сына, которого
очень любил и лелеял.
Проезжал караван‐баши мимо юрты, где жили братья с сестрой, смотрит, у очага хлопочет девушка лет четырнадцати. Подумал караван‐баши: «Хороша девушка. Красавица. И с домашними делами быстро и толково управляется. Посватаю‐ка я ее за моего сына».
На следующий день попросил он свою жену позвать всех девушек аула на угощение. Подсел он к ним, когда они пировали, и говорит:
— Девушки, скажите мне, что есть самое вкусное на свете?
Девушки засмеялись, зашумели. Одна говорит:
— Масло — самое вкусное.
Другая говорит:
— Молоко — самое вкусное.
Только бедная девушка сидит и скромно молчит, не торопится с ответом.
Караван‐баши ее спрашивает:
— Дочка, что же ты не скажешь ничего? Что всего вкуснее, по‐твоему?
Бедная девушка отвечает:
— Вкуснее всего соль.
Засмеялся караван‐баши:
— Почему соль самая вкусная?
— А потому, — отвечает девушка, — что без соли у пищи вкуса нет.
А караван‐баши и ждал такого ответа. Понял он, что бедная девушка не только красавица, не только хорошая хозяйка, но и умная. Заслал он к братьям бедной девушки сватов. Братья спросили сестру. Она говорит:
— Сын караван‐баши хороший джигит. Он мне по сердцу.
Братья вышли к сватам и объявили:
— Согласны мы сестру выдать за сына караван‐баши.
Сваты спрашивают:
— А какой калым просите?
Переглянулись братья и снова пошли к сестре.
— Сваты про калым спрашивают, а мы и не знаем, что просить: стадо ли овец, деньги ли?
— Ничего не просите, — отвечает девушка, — кроме рыжей клячи и каурой клячи.
— Зачем нам они?
— Потом узнаете, — сказала девушка. — Пока на рыжей кляче будете юрту с места на место перевозить, а на каурой по степи с места на место ездить.
Вышли братья к сватам и передали ответ сестры. Вернулись сваты к караван‐баши и объявили:
— Согласны братья девушку отдать за вашего сына.
— А калым какой просят?
— Рыжую клячу и каурую. Просто чудаки.
Покачал головой караван‐баши:
— Ох, и умная девушка!
А те клячи — рыжая и каурая — были только с виду клячи, караван‐баши ценил их больше всех других своих коней. Отдал он рыжую клячу и каурую клячу и устроил богатую свадьбу.
Зажили молодые душа в душу. Очень доволен был своей снохой караван‐баши.
Наступила зима, и началась гололедица — джут. Снег превратился в лед, и овцы не могли пробить копытами корку, — не достать травы. Опечалился народ:
— Беда пришла. Все овцы от бескормицы падут. Без скота останемся. Пропадем.
Собрал караван‐баши у себя всех стариков, но никто не мог дать умного совета.
Тогда сноха сказала:
— Когда я ходила к Красным холмам, я видела дикую козулю с двумя козлятами. Наверно, они нашли место, где солнце растопило снег, и там кормятся.
Похвалил караван‐баши бедную девушку, оседлал коня и поехал к Красным холмам. Скоро он нашел след козули и козлят, и они привели его в большое урочище, где не было льда и из‐под снега можно было
овцам достать корм.
Караван‐баши обрадовался: «Вот умная у меня сноха. Сюда завтра же перекочую». Отметил место лошадиным пометом и повернул коня, чтобы вернуться в аул с радостной новостью.
Вдруг откуда ни возьмись набежали разбойники, стащили караван‐баши с коня, бросили его на землю и хотели убить.
— Нет вам никакой пользы от моей смерти, — сказал караван‐баши. — Есть у меня и кони, и овцы. Возьмите лучше за меня выкуп.
— А ведь верно, — решили разбойники.
Караван‐баши сказал:
— Пошлите двух своих людей в аул. Только никому ничего не говорите, а разыщите мою сноху и передайте ей такие слова: «Перед входом в нашу юрту стоят два тополя. Один срубите и на верблюда навьючьте. Другой тополь не рубите, но тоже навьючьте. В юрте стоят два пустых сундука. Один на верблюда навьючьте, подняв крышку, другой навьючьте, не поднимая крышки. Потом пусть приведут шестьдесят верблюдиц и посадят на них шестьдесят женщин. И пусть они ездят вокруг моей юрты».
Удивились разбойники:
— Темные твои слова, старик. Смотри, не дадут нам выкупа — не быть тебе живу.
Караван‐баши сказал:
— Передайте снохе мои слова в точности. Она поймет, что делать.
Разбойники сели на коня караван‐баши и поехали в аул. Нашли сноху и передали ей слова караван‐баши.
Сноха оставила разбойников перед юртой, а сама позвала мужа и своих братьев и сказала им:
— Два тополя перед юртой — это те два приехавших от свекра разбойника. Два сундука — это свекровь и я. Шестьдесят джигитов должны одеться в женскую одежду, взять оружие и сесть на верблюдов, ехать на выручку свекра.
Тут же ее муж и братья напали на разбойников. Одного убили, а другого заставили рассказать, где караван‐баши. Шестьдесят джигитов надели на себя женские платья, сели на верблюдов и под началом снохи и ее мужа погнали весь скот к Красным холмам. А своим братьям‐пастухам сноха приказала взять оружие и скакать на рыжей и на каурой кобыле на выручку караван‐баши.
Лишь теперь братья поняли, почему сестра приказала взять за калым таких кляч. Бежали они быстрее ветра и налетели на разбойников с яростью урагана. Пока братья рубились саблями, клячи рвали разбойников зубами, лягали копытами.
Когда разбойники увидели, что женщины на верблюдах гонят им отары баранов, решили, что это легкая добыча, бросились на них. Но джигиты схватили оружие и перебили всех разбойников.
Так умная девушка избавила народ от многих бед.
Кто живет с умом
Каракалпакская народная сказка
Размер шрифта